- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 16RS0026-01-2024-000751-76 |
Дата поступления | 25.12.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Рябин Е.Е. |
Дата рассмотрения | 26.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 25.12.2024 | 15:09 | 25.12.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 25.12.2024 | 15:40 | 25.12.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 27.12.2024 | 16:50 | Административное исковое заявление принято к производству | 28.12.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 27.12.2024 | 16:55 | 13.01.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 27.12.2024 | 16:57 | 13.01.2025 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 23.01.2025 | 10:00 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 13.01.2025 | ||||
Судебное заседание | 14.02.2025 | 10:00 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 23.01.2025 | ||||
Судебное заседание | 26.02.2025 | 14:00 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 18.02.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 10.03.2025 | 08:30 | 18.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 17.03.2025 | 16:02 | 18.03.2025 | ||||||
Дело оформлено | 17.03.2025 | 16:02 | 18.03.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ГКУ «Главное управление инженерных сетей Республики Татарстан» | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Государственное казенное учреждение "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ИК Анатышского СП Рыбно-Слободского района РТ | 1634005120 | 1061677002980 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ИК Рыбно-Слобдского муниципального района РТ | 1634005113 | 1061677002970 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Кабинет Министров Республики Татарстан | 1655005594 | 165501001 | 1021602846154 | |||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор Рыбно-Слободского района РТ | 1653006786 | 1021602860300 |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Верховный суд РТ | ||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
УИД 16RS0026-01-2024-000751-76
Дело № 2а-73/2025 (2а-626/2024)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 февраля 2025 года пгт. Рыбная Слобода РТ
Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан
под председательством судьи Рябина Е.Е.
при секретаре судебного заседания Аскаровой А.Ф.
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан Бикмуллина А.Т.,
представителя административного ответчика Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ Калиева Б.Р.,
представителя административного ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан Мухамадиевой Ф.М., являющейся также представителем заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Рыбно-Слободского муниципального района РТ и Кабинету Министров Республики Татарстан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации централизованного холодного водоснабжения и не проведению работ по устройству дорожно-уличных сетей, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Рыбно-Слободского района Республики Татарстан обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Исполнительному комитету Рыбно-Слободского муниципального района РТ и Кабинету Министров Республики Татарстан и просит:
- признать незаконным бездействие исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в том, что на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан не организовано подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение), не проведены работы по устройству дорожно-уличных сетей,
- обязать исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан в течении года со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав льготной категории граждан – многодетных семей Рыбно-Слободского Республики Татарстан путем подключения предоставленных земельных участков, для индивидуального жилищного строительства, расположенных на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан, к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение), и обеспечения подъездными и внутриквартальными дорогами,
- возложить на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность обеспечить организацию подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение), проведения работ по устройству подъездных и внутриквартальных дорог на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан путем правового регулирования, в том числе принятием соответствующих инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктурой Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, и непосредственного участия в финансовом обеспечении указанных мероприятий.
В обосновании требований указано, что прокуратурой Рыбно-Слободского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой установлено, что более 10 лет назад 59 многодетным семьям предоставлены земельные участки, расположенные на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, которые не отвечают требованиям действующего законодательства об оснащенности инженерной, социальной, транспортной инфраструктурой: водоснабжение не организовано, дороги не проложены. ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ и приняты определенные меры, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вопреки требованиям законодательства не принято надлежащих мер к созданию инфраструктуры, необходимой для нормальной жизнедеятельности, а именно: не организовано водоснабжение на земельных участках, выделенных многодетным семьям, не организовано устройство автомобильных дорог местного значения, что не позволяет многодетным семьям осуществлять строительство на предоставленных земельных участках, а также лишает граждан указанной категории реализовать гарантированные им законом меры социальной поддержки. С момента предоставления указанным выше семьям земельных участков прошло более десяти лет, при этом принятые в 2024 году меры инициированы только лишь после вмешательства прокуратуры Рыбно-Слободского района Республики Татарстан, однако и они являются недостаточными.
В судебном заседании прокурор Рыбно-Слободского района РТ Жолобов М.Н. административный иск поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан Калиев Б.Р. административные исковые требования не оспорил и признал, при этом просил предоставить срок для устранения нарушений в 2 года. Указал, что в настоящее время принимаются меры по решению вопросов, на устройство дороги по <адрес> выделены денежные средства из местного бюджета. При этом бюджет района является дотационным и не способен обеспечить исполнение законодательства в данной части, в связи с чем необходимо привлечение к участию в этих вопросах Кабинета Министров РТ.
Представитель административного ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М., являющаяся также представителем заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, административный иск к Кабинету Министров Республики Татарстан не признала в полном объёме, поскольку вопросы строительства дорог и обеспечения водой относятся исключительно к ведению органов местного самоуправления, а в силу закона эти обязательства только могут дополнительно финансироваться за счет средств бюджета Республики Татарстан. При этом подтвердила недостаточность бюджета органов местного самоуправления района для обеспечения строительства дорог и водой. На уровне республики принимаются определенные меры по софинансированию, ежегодно на основании заявок муниципальных образований формируется перечень объектов общественной инфраструктуры планируемых к строительству, реконструкции и капитальному ремонту. В рамках реализации подпрограммы в 2025 году в Министерство поступила заявка о потребности по модернизации коммунальной инфраструктуры в Рыбно-Слободском районе РТ, в которой в числе прочих указан объект «строительство сетей водоснабжения для земельных участков, выделенных для многодетных семей в с. Анатыш», на основании которой подготовлен ориентировочный перечень объектов обеспечения питьевой водой. При этом конкретные мероприятия, нормативные акты и финансирование для этого не оговорены.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан – заместитель министра дополнительно представил ответ на запрос суда о том, что сведений о каких-либо правовых актах либо об иных актах (перечень, списки утверждения и согласования), принятых в целях обеспечения организации водоснабжения на земельных участках в <адрес> РТ, а также информации об обеспечении и организации финансирования указанной цели не имеется.
Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета Анатышского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что вопросы строительства дорог и обеспечения водой относятся исключительно к ведению органов местного самоуправления. Сведений о каких-либо правовых актах либо об иных актах (перечень, списки утверждения и согласования), принятых в целях обеспечения организации водоснабжения и дорогами в с. Анатыш Рыбно-Слободского района РТ не имеется.
Представитель заинтересованного лица ГКУ «Главное управление инженерных сетей Республики Татарстан», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что сведений о каких-либо правовых актах либо об иных актах (перечень, списки утверждения и согласования), принятых в целях обеспечения организации водоснабжения и дорогами в с. Анатыш Рыбно-Слободского района РТ не имеется.
ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки не сообщил.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Пунктом 2 названного Указа постановлено Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).
Согласно пункту 5 статьи 32.1 Земельного Кодекса Республики Татарстан гражданам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 32 данного Кодекса, постоянно проживающим на территории городского округа, земельные участки предоставляются в границах соответствующего городского округа или, с их согласия, из числа расположенных на территории иных муниципальных образований земельных участков, которые находятся в собственности городского округа или полномочия по управлению и распоряжению которыми осуществляются Республикой Татарстан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21 декабря 2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Из приведенного правового регулирования и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что по возможности, земельные участки, предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, сразу же или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны быть снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
Судом установлено, что прокуратурой Рыбно-Слободского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой установлено, что более 10 лет назад 59 многодетным семьям предоставлены земельные участки, расположенные <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (том 1 л.д. 26-108,125-128).
При этом данные земельные участки не отвечают требованиям действующего законодательства об оснащенности инженерной, социальной, транспортной инфраструктурой: не организовано централизованное холодное водоснабжение, не проведены работы по устройству дорожно-уличных сетей, что подтверждается актом о проверке, фотографиями, а также административными ответчиками и заинтересованным лицом – Исполнительного комитета Анатышского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ (том 1 л.д. 9,10-17,134-140).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 18-21, 22-24).
Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского района Республики Татарстан разработан проект строительства сетей водоснабжения для земельных участков, выделенных для многодетных семей в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан, а именно на <адрес>, который прошел экспертизу в ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» (заключение экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ). Протяженность 7 километров. Стоимость 71 млн. 143 тыс. рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ГКУ «Главное управление инженерных сетей Республики Татарстан» направлено письмо о включении в республиканскую программу обеспечения чистой питьевой водой (том 1 л.д. 109-111).
ДД.ММ.ГГГГ поступил запрос из Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан поступил запрос № о потребности мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры. В ответ на указанный запрос исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ за исходящим № предоставлен ответ, в котором отражена необходимость проведения мероприятий по строительству сетей водоснабжения для земельных участков, выделенных для многодетных семей в с. Анатыш Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» (том 1 л.д. 113-118).
ДД.ММ.ГГГГ в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ направлена обновленная таблица о потребности мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, где в пункте № 1 указано «Строительство сетей водоснабжения для земельных участков, выделенных для многодетных семей в с. Анатыш» протяженностью 7010 метров на сумму 71 142,8 тыс. рублей (том 2 л.д. 25).
Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан подготовлен предварительный список дорожных работ по программе «Капитальный ремонт дорожно-уличной сети населенных пунктов Республики Татарстан на 2025 год» (переходный тип покрытия), согласно списку, строительство дороги из щебеночно-песчаного покрытия по <адрес> в с. Анатыш стоит первоочередным, иных улиц в списке нет (том 2 л.д. 12).
Распоряжением Кабинета Министров РТ №-р от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в сводную бюджетную роспись РФ на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в целях предоставления субсидии ГБУ «Дирекция финансирования программ дорожных работ» на выполнение дорожных работ, где в пункте 68 приложения указано «Капитальный ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов Рыбно-Слободского муниципального района РТ на 2025 год (том 2 л.д. 28-30).
В ходе рассмотрения дела в суде Постановлением руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения в Рыбно-Слободском муниципальном районе РТ на 2025 год», где у пункте № Приложения № указано «Устройство дороги из ЩПС по <адрес>» объёмом финансирования 6 668,75 тыс. рублей (том 2 л.д. 31-32).
Согласно сведениям Исполнительного комитета Анатышского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ общая протяженность дорожной сети на многодетных земельных участках на <адрес>, Хроленко, Молодежная <адрес> составляет 2 100 метров. Межевание дорог не произведено, заключен только договор и направлено письмо о выделении денежных средств на эти цели (том 1 л.д. 131-132).
Предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, а также, что отсутствие денежных средств в местном бюджете не может служить основанием для отказа в обеспечении выделенных земельных участков необходимой инфраструктурой, поскольку не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанностей, возложенных на него Федеральным законом № 131-ФЗ.
В суд не предоставлено доказательств проведения Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района РТ исчерпывающих мероприятий по организации централизованного холодного водоснабжения и работ по устройству дорожно-уличных сетей к указанным выше земельным участкам, выделенным многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. Длительное обращение с письмами и заявками на включение в программы и получение дополнительного финансирования нельзя признать достаточными мерами для обеспечения соблюдения конституционных прав граждан.
Частью 3 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
В соответствие с пунктом 6 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» деятельность органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляется в соответствии с принципом согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
Согласно статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают, в том числе, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Часть 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) предусматривает, что водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Законом Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» (далее – Закон Республики Татарстан № 45-ЗРТ) к вопросам местного значения городского поселения, городского округа отнесены в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (статьи 15, 17).
Статья 18 Закона Республики Татарстан № 45-ЗРТ в целях решения вопросов местного значения наделяет органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Между тем, факт отсутствия на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан организованного централизованного холодного водоснабжения и дорожно-уличных сетей установлен, подтверждается материалами дела и не оспаривается административными ответчиками.
Отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения орган местного самоуправления от исполнения обязанности, возложенной на него законом.
В этой связи в нарушение требований статьи 6, статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ по прошествии более 10 лет и до настоящего времени во исполнение возложенных действующим правовым регулированием обязанностей, реализуя свои полномочия Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района РТ не приняты достаточные, исчерпывающие меры для организации централизованного холодного водоснабжения и дорожно-уличных сетей на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.
Такая совокупность при рассмотрении настоящего административного дела судом установлена.
В данном случае бездействие Исполнительного комитета является незаконным, поскольку безусловно нарушило права и законные интересы многодетных семей, которым были предоставлены земельные участки, на использование результатов мер социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей в жилище, оказываемых в отношении многодетной семьи как находящейся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающейся в особой заботе со стороны государства и общества. При этом, административным ответчиком в соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ не представлены доказательства совершения действий, которые бы опровергали доводы административного истца о допущенном незаконном бездействии.
Поскольку административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ не представлены доказательства соответствия оспариваемого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Требования административного иска в части водоснабжения сформированы о признании незаконным бездействия, выраженного в том, что не организовано подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение), и об обязании устранить нарушения путем подключения земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение).
При этом в целях недопущения вопросов исполнения решения суд при его вынесении, будучи не связанным конкретными словесными фразами, выносит решение, которое должно быть реально исполнимо, в связи с чем в резолютивной части в части иска о водоснабжении считает необходимым указать признать незаконным бездействие, выраженное в том, что на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан не организовано централизованное холодное водоснабжение, не проведены работы по устройству дорожно-уличных сетей, и об обязании устранить допущенные нарушения, организовать централизованное холодное водоснабжение.
Разрешая заявленные административные исковые требования к Кабинету Министров Республики Татарстан суд исходит из того, что к финансированию мероприятий по организации водоснабжения и устройству уличных дорог должен привлекаться соответствующий субъект Российской Федерации, поскольку это относится к его расходным обязательствам в рамках мероприятий по обеспечению многодетных семей земельными участками.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372 утверждены методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 37 Методических рекомендаций предусмотрено, что в соответствии с требованиями подпунктов 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), действовавшего до 1 января 2023 года, решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно требованиям пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, действовавшего до 1 января 2023 года.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры может осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий, установленных статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, действовавшего до 1 января 2023 года.
При планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.
До предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 39).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что согласно требованиям части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Реализацию законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется обеспечивать необходимым финансированием за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, включая финансирование расходов на подготовку документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территорий, проведение кадастровых работ, обеспечение земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, необходимой инженерной инфраструктурой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
Поскольку указанные земельные участки, расположенные на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан, являющиеся предметом рассмотрения дела в суде, фактически сформированы для целей обеспечения земельными участками многодетных семей, то реализация указанных полномочий, применительно к рассматриваемому административному спору, не свидетельствует о том, что Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан за счёт средств собственного бюджета без финансового обеспечения, в частности субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан, обязан обеспечить такие земельные участки объектами инженерной инфраструктуры (централизованным холодным водоснабжением) и дорогами, учитывая, что их формирование и предоставление является реализацией мероприятий по поддержке многодетных семей, относящихся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года № 12-П; Определения от 12 апреля 2005 года № 142-О, от 13 июня 2006 года № 194-О, от 2 ноября 2006 года № 540-О и от 10 октября 2013 года № 1591-О).
Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Из материалов дела следует, что на основании сметных расчетов, предоставленных Исполнительном комитетом Рыбно-Слободского муниципального района РТ в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, стоимость затрат на выполнение работ по строительству сетей централизованного водоснабжения по вышеуказанным улицам с. Анатыш Рыбно-Слободского муниципального района РТ составила сумму в размере более 71 млн рублей.
Судом изучены утвержденные бюджеты Рыбно-Слободского муниципального района РТ на 2023, 2024, 2025 годы, в том числе размещенные в открытом доступе в сети Интернет.
Доказательств объективной возможности Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан за счёт только собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, судом не установлено, а потому определение в качестве источника финансирования этих расходов бюджет Рыбно-Слободского муниципального района противоречило бы действующему законодательству, в связи с чем Кабинет Министров Республики Татарстан выступает по делу в качестве административного соответчика.
21 декабря 2021 года принят Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», согласно пункту 49 статьи 44 которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из системного толкования вышеприведенных норм права, регулирующих спорные отношения, следует, что вопросы, связанные с реализацией государственной программы по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, относятся к предметам совместного ведения органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом органы власти субъекта Российской Федерации должны исполнять свои обязанности путём нормативного правового регулирования, в том числе принятия соответствующих инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, и непосредственного участия в финансовом обеспечении указанных мероприятий.
Как было установлено выше, обязанность по организации холодного водоснабжения в соответствии с раннее приведёнными ссылками на закон лежит на Исполнительном комитете Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
При этом, согласно вышеприведённого нормативного регулирования, с учётом установленного судом отсутствия реальной возможности исполнить возложенные федеральным законодателем на муниципалитет обязанность по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям, в связи с отсутствием в бюджете муниципалитета денежных средств на такие цели, Кабинет Министров Республики Татарстан должен оказать органу местной власти содействие в обеспечении указанных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, в частности, сетями водоснабжения, и устройству улично-дорожных сетей путём правого регулирования, в том числе принятием соответствующих инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктурой Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, и непосредственного участия в финансовом обеспечении указанных мероприятий.
Положениями статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом (пункт 1 части 3).
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (часть 9).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учётом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ) (абзац 1).
В целях недопущения вопросов исполнения решения суд в резолютивной части
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия (абзац 3).
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года № 1-П, от 14 мая 2003 года № 8-П, от 14 июля 2005 года № 8-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 14 мая 2012 года № 11-П, от 10 марта 2016 года № 7-П, от 9 июля 2020 года № 34-П).
С учетом конкретных обстоятельств дела суд считает необходимым установить для административных ответчиков сроки для исполнения решения суда, определенные прокурором. К тому же, в суд не представлено сведений о не возможности осуществить данные мероприятия в течение указанных сроков. Суд отмечает, что при наличии объективных соответствующих оснований суд на основании заявления заинтересованного лица вправе впоследствии решить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в том, что на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан не организовано централизованное холодное водоснабжение, не проведены работы по устройству дорожно-уличных сетей.
Обязать исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан в течении года со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения, организовать централизованное холодное водоснабжение и работы по устройству дорожно-уличных сетей на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан.
Возложить на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность обеспечить организацию централизованного холодного водоснабжения и работ по устройству дорожно-уличных сетей на <адрес> в с. Анатыш Рыбно-Слободского района Республики Татарстан путём правого регулирования, направленного на развитие социальной и инженерной инфраструктурой Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, и непосредственного участия в финансовом обеспечении указанных мероприятий.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2025 года.
Судья Е.Е. Рябин
